Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района Волгограда
Конспект открытого занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия «ЗВУК и БУКВА Ы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Разработала учитель-логопед II квалификационной категории Романенко Оксана Александровна Занятие: Звук и буква Ы.Тема недели: Осень.Цель: закрепить признаки осени, активизировать словарь по данной теме; вырабатывать четкую артикуляцию звука Ы; закреплять правильное произношение звука Ы; учить условно обозначать гласный звук – звук, который «поем» - красным кружком; учить выделять голосом в словах; закреплять представление о «букве»; развивать речевое и зрительное внимание, произвольную тактильную память; вырабатывать целенаправленную воздушную струю; развивать моторику пальцев рук. Материал: игрушка Петрушка; картина «Осень», картинки с изображениями признаков времен года; зеркала, картинки со звуком Ы (сыр, дым, крыша, мышь, часы); красные фишки, осенний листочек – буква Ы (на каждого ребенка); цветные крышки. Предварительная работа: понаблюдать с детьми природные явления осени (дождь, листопад), рассмотреть иллюстрации в художественной литературе и закрепить признаки осени, выучить стихотворение на праздник осени, обратить внимание: какую одежду люди носят осенью, закрепить понятия: «звук», «буква», вспомнить: как обозначаются гласные. Методы: игровой, наглядно-действенный, словесный. Ход занятия: 1. Организационный момент: дети входят в коррекционный кабинет и располагаются на ковре вместе с логопедом.Из-за спины логопеда появляется Петрушка в шапке: - Здравствуйте, ребята! Ой, я так, торопился с улицы к вам на занятие, что забыл снять шапку (снимает шапку).– Дети, а почему Петрушка на улице был в шапке? (потому что на улице холодно, что бы ушки не замерзли). Ребята, а какое время года за окном? (осень). А как вы догадались? Какие признаки осени, вы знаете? (на улице холодно, льет дождь, опадают листья и т.д.) Д/и «Найди ошибку» – Дети, Петрушка составил для нас осеннюю картину (логопед обращает внимание на магнитное панно «Осень»). Посмотрите внимательно, всё ли правильно? (дети находят и называют признаки-ошибки). Молодцы, ребята! Что бы нам было удобно продолжить заниматься, сядем на свои места. 2. Основная часть: дети садятся за столы. – Ребята, за то что вы так хорошо знаете признаки осени, Петрушка вам споет новую песенку! Послушайте ее внимательно: Ы-ы-ы-ы-ы (логопед поет за экраном) Д/у «Песенка звука Ы» Давайте споем песенку Ы-ы-ы-ы-ы и посмотрим, на что похож наш рот? (логопед раздает зеркала, обращает внимание детей на положение губ и вместе с детьми поет). Д/у «Тихо – громко» (логопед просит каждого ребенка спеть песенку «Ы» то тихо, то громко) – Ребята, вспомните, как называется звук, который можно спеть? Каким кружком мы обозначаем гласный звук? Поиграем со звуком Ы: Д/и «Кто внимательнее» (логопед произносит разные звуки, если услышишь Ы – подними красный кружок). Д/и «Поймай звук» – Дети, приготовьте ладоши и закройте глаза (логопед произносит слоги, если услышишь звук Ы – хлопни в ладоши). Д/и «Выдели звук» (логопед раздает каждому ребенку картинки со звуком Ы под ударением, ребенок произносит слова, выделяя его голосом). 3. Динамическая пауза: – Ребята, поиграли мы немного, нам пора и отдохнуть! (дети выходят на ковер) Дыхательное упражнение «Листопад»: – Ребята, как называется явление природы, когда с деревьев падают листья? (листопад) Посмотрите, Петрушка для вас собрал осенние листья (логопед раздаёт каждому ребенку на ладошку осенний листочек). Через нос мы вдыхаем, через рот – выдыхаем воздушной струёй на листочек. Получился осенний листопад. – Ребята, посмотрите это необычные осенние листочки. Что мы видим? (буквы) Это буква Ы, которая обозначает звук Ы. - Запомните звуки мы слышим, а буквы мы видим! (Каждый проходит на своё место с листочком). Д/и «Волшебный кубик» – Найди и покажи букву Ы Петрушке. Д/и «Волшебный карандаш» – Буква состоит из двух палочек и полукруга. Приготовьте указательный палец, мы будем писать в воздухе букву Ы. Д/и «Выложи букву из цветных крЫшек» (логопед предлагает образец). 4. Итог: – Дети! Какой звук мы слышали, выделяли? (звук Ы) - Какую букву мы видели и выкладывали? (букву Ы) - Попрощаемся с Петрушкой до следующего занятия! - Все молодцы! Занятие закончено!