КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ФЭМП (ЗПР, 6-7 лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 307 Красноармейского района Волгограда
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ТЕМА: «В стране Геометрия»в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
учителя-дефектолога Еланевой Екатерины Петровны
2010
ТЕМА: «В стране Геометрия».
ЦЕЛИ:
1.Закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
2.Учить сравнивать предметы по форме, соотносить одинаковые и разные по форме предметы на основе практических действий.
3.Учить сравнивать геометрические фигуры, находить схожие и отличительные признаки фигур.
4.Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
5.Развивать память, мышление, зрительное восприятие, внимание.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:Наглядные (показ картинок, геометрических фигур).Словесные (объяснение, вопросы к детям, указания педагога).Практические (игровой: дидактические и подвижные игры, индивидуальная работа: найти и обвести по контуру фигуры).МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:Иллюстративный: -картинки с изображением предметов различной формы, -картинка с изображением двух человечков, состоящих из геометрических фигур, -картинка с изображением геометрических фигур, расположенных в четыре ряда.Дидактический:-разрезанные фигуры на 5 – 6 частей, -цветные карандаши, -коробки с изображением разных геометрических фигур, в которых лежат предметы соответствующей формы,-индивидуальные карточки с наложенными изображениями фигур, -плоскостные геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Игровой:-мячики на каждого ребенка и корзина,-робот,-воздушный шар,ТСО: магнитофон, записи.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:-проведение игр «Подбери по форме» и «Узнай по описанию»,-работа с трафаретами и шаблонами геометрических фигур. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Дефектолог:- Здравствуйте, ребята. Начинаем занятие. - Посмотрите на наш почтовый воздушный шар. В нем письмо. Чтение письма. «В
стране Геометрия случилась беда. Налетел страшный ураган и все
перепутал и смешал. Помогите навести порядок. В пути собирайте жетоны с
изображением геометрических фигур.Жители страны Геометрические фигуры». Дефектолог:- Давайте поможем жителям страны Геометрия. А попадем мы туда с помощью воздушного шара.- Какой формы воздушный шар?- Какой формы корзина, в которой мы полетим? Элементы Брейн-Джима.- Перед началом путешествия наберитесь сил, попейте водички, помассируйте уши и сделайте глубокий вдох и выдох. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.Отправление.-
А вот и первые пострадавшие. Да здесь записка: «Жители страны все
одинаковые, но после урагана они стали все разные. Найдите отличия между
ними». Д/игра «Сравни человечков».Цель: развитие логического мышления, внимания.- На картинке два геометрических человечка. Из каких фигур они построены? - А теперь скажите, чем же они отличаются друг от друга?Дети находят отличия.- Правильно, справились с заданием, а вот и жетон. Какая фигура изображена на жетоне? (Круг).- Перед вами различные фигуры. Надо пройти по фигурам одинаковым по форме и цвету.- Я нашла еще одну записку. В ней говорится, что фигуры круг и овал решили, что они родные братья – близнецы.- Ребята, скажите, разве круг и овал похожи? Сравнение круга и овала. Демонстрация фигур.- Чем они похожи? (У них нет углов).- Чем они отличаются друг от друга? (Овал более вытянутый).- Возьмите мячики. Какой они формы? (Круглой).- А теперь сдавите их немного, какой формы они получились? (Овальной).- Бросайте мячики по одному и старайтесь попасть в корзину.- Что изображено на жетоне? (Овал).-
К следующему заданию мы сможем пройти, если посчитаем по порядку
геометрические фигуры по отдельности. (Первый круг, второй круг, первый
треугольник, первый квадрат и т.д.) -
Вот и следующая записка: «В хранилище предметов различной формы ураган
перепутал все предметы в коробках. Нужно не только разложить предметы в
коробку соответствующей формы, но и узнать по описанию фигуру, которая
изображена на крышке коробки. Д/игра «Узнай фигуру по описанию и подбери предметы по форме».Цель: закреплять отличительные признаки геометрических фигур, развитие умения соотносить предметы по форме.-
У этой фигуры три угла и три стороны. У этой фигуры нет углов, но это
не овал. У этой фигуры нет углов, но это не круг. У этой фигуры четыре
угла, четыре стороны, пары сторон разной длины. У этой фигуры четыре
угла, четыре стороны одинаковой длины.- А теперь разложите предметы по форме в коробки с определенной фигурой.- Получите жетон с изображением треугольника.- Давайте немного отдохнем и поиграем. Физкультминутка.Дети
к круглым предметам в группе подходят на пятках, к квадратным -
подбегают на носочках, к треугольным – на наружных сторонах стоп, к
прямоугольным – прыгают на двух ногах, к овальным – на правой ноге. -
Присаживайтесь за столы и слушайте, что написано в очередной записке:
«Все фигуры так испугались этого урагана, что попрятались. Найдите,
какие фигуры спрятались у вас на карточках. Индивидуальная работа по карточкам «Узнай наложенные фигуры».Цель: развитие зрительного восприятия. - Определите, какие фигуры и обведите их карандашами разных цветов.-
Следующий жетон с прямоугольником. Рядом с жетоном записка: «Некоторые
фигуры в стране Геометрия настолько хрупкие, что при сильном ветре они
попадали на пол и разбились. Соберите их». Д/игра «Сложи фигуру».Цель: развитие целостного восприятия предмета.Каждый ребенок складывает свою фигуру и называет ее.Последний жетон с изображением квадрата и надписью: «Ищи там». Стрелка указывает на спальню.- Пойдемте и посмотрим, что там.Дети с дефектологом находят робота. Звучит
голос робота, который благодарит за помощь жителям страны Геометрии и
просит все жетоны прикрепить в соответствующее контурное изображение на
нем.В благодарность за помощь робот угощает детей конфетами. 3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.Вопросы:- Где вы побывали?- С какими фигурами встречались?