КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по Ознакомлению с окружающим миром
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 307Красноармейского района Волгограда
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ТЕМА: «Что нам подарила осень» в подготовительной группе компенсирующей направленности
учителя-дефектолога Еланевой Екатерины Петровны
2010
ТЕМА: «Что нам осень подарила»
ЦЕЛИ:
1.Формировать представления об осени, ее характерных признаках.
2.Закреплять умение детей различать овощи и фрукты, классифицировать растения сада, огорода и леса.
3.Закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «грибы».
4.Развивать тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения, память, внимание, мышление.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: Наглядные (показ сюжетных картинок, муляжей и натуральных овощей и фруктов;Словесные (объяснение, вопросы к детям, указания педагога); Практические (игровой: дидактические пальчиковые игры; индивидуальная работа: найти и обвести по контуру предметы). МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:Иллюстративный: сюжетные картинки с изображением леса, огорода, сада, рисунки детей «Золотая осень»;Игровой: шапочки – маски с изображением растений (грибы, орехи, яблоко, груша, капуста, морковь), костюм Осени;Дидактический: муляжи и натуральные овощи, фрукты; гирлянды и букет из осенних листьев; корзина с грибами; ваза с колосьями пшеницы; мешочек
с овощами, мяч, на каждого ребенка цветные карандаши, картинка с
наложенными изображениями, корзинка с 1овощем и 3 фруктами (1 фруктом и 3
овощами). ТСО: магнитофон, записи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:- экскурсия в парк, наблюдение за признаками осени;- рисование на тему: «Золотая осень»;- отгадывание загадок о фруктах и овощах;- рассматривание с детьми внешнего вида овощей и фруктов (цвет, форма, величина); - проведение игры «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами). ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проходит в раздевалке).Дефектолог: - Здравствуйте, ребята! Какое время года наступило? (Осень).-
Как вы догадались? (Солнце греет меньше; похолодало; день стал короче, а
ночь длиннее; листья на деревьях начинают желтеть и опадать; чаще идут
холодные дожди, птицы улетают на юг, исчезают насекомые, первые
заморозки). Д/игра с мячом «Когда это бывает?»- А в какое время года это бывает?- Зелененький кузнечик стрекочет под кустом Он рад, что светит солнышко, Что весело кругом (лето).- Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят (осень).- Спят медведи и ежи, Зайчик под сосной дрожит, В январе трещит мороз: Белый снег и красный нос (зима).- Падают, падают листья – в нашем саду листопад. Желтые, красные листья по ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают – гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая крыльями машет вдали (осень). 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (проходит в группе).Дефектолог:
- Посмотрите, что изменилось в группе? (Стены украшены гирляндами из
желтых, красных, оранжевых листьев. На столах блюда с овощами и
фруктами, под елочкой корзинка с грибами, в вазе колосья пшеницы). - Как вы думаете, кто бы мог так украсить нашу группу? (Осень). На фоне музыки.-
Давайте закроем глаза и представим Осень: теплую, солнечную, с богатым
урожаем овощей, фруктов, грибов, с деревьями, стоящими в золотом
убранстве. А может, мы представим осень: грустную, холодную, дождливую, с
серыми тучами на небе, лужами у крыльца, со стаями птиц, улетающих на
юг.-Открывайте глаза. Звучит музыка.Входит дефектолог в костюме осени с корзиной в руках. В корзине муляжи овощей и фруктов.Осень:
- Здравствуйте, ребята! Я к вам в гости пришла и подарки принесла:
фрукты и овощи, грибы и ягоды, орехи и букет из осенних листьев. (Кладет
подарки на столик). А также веселые игры. давайте поиграем со мной? Элементы Брейн-Джима.- Попейте немного водички, чтобы хватило сил для игр. Помассируйте ушки и глубоко подышите, чтобы лучше думали головки. Д/игра «Чудесный мешочек»Цели: развитие тактильных ощущений и образное мышление.- Какие овощи вы знаете, или видели на огороде, дома? (Дети перечисляют известные им овощи.)- Посмотрите на этот мешочек. Как вы думаете, что в нем?-
Правильно в этом мешочке лежат овощи. А вот какие, мы узнаем после
того, как поиграем. Тот, кого я позову, подойдет к мешочку и опустит в
него руку. Там он возьмет один какой-нибудь овощ и постарается узнать
его на ощупь; затем, не называя его, расскажет: какой он: круглый или
продолговатый, гладкий или шершавый, мягкий или твердый и т.д. Если мы отгадаем, то овощ переложим в корзину, если не отгадаем, то надо будет еще раз точнее и подробнее рассказать об овоще. Д/игра «Отгадай по вкусу».Цели: закрепить знания детей об овощах и фруктах, развитие вкусовых и обонятельных ощущений.-
Осень богата не только овощами, но и фруктами. Проходите к столу и
присаживайтесь. У меня на подносе лежат кусочки фруктов и овощей. Я
предлагаю вам их попробовать, но с закрытыми глазами. Нужно, только попробовав на вкус, назвать: что это? Физкультминутка.- А теперь немного отдохнем. Что можно сварить из фруктов? - Предлагаю сварить компот. Игра «Компот». Дефектолог вместе с детьми читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.Будем мы варить компот, (Левая ладошка «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)Фруктов нужно много.Вот: (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)Будем яблоки крошить,Грушу будем мы рубить.Отожмем лимонный сок,Слив положим и песок.Варим, варим мы компот. («Варят» и «мешают».)Угостим честной народ. Н.Нищева Д/игра «Четвертый лишний».Цель: развитие логического мышления.-
Много урожая в этом году. У меня корзины с овощами и фруктами, но, к
сожалению, мой помощник заяц в корзинках все перепутал. Помогите найти
предмет, который не подходит к другим.Д/игра «Найди овощи и фрукты».Цель: развитие зрительного восприятия, узнавать наложенные изображения.- Ребята, на картинках спрятались овощи и фрукты, помогите мне узнать какие. У
каждого ребенка картинка с наложенными изображениями овощей и фруктов.
Дети обводят каждый предмет карандашом соответствующего цвета. Д/игра «Что где растет?».Цель: развивать быстроту реакции, классифицировать предметы по представлению, ориентируясь на место их произрастания.-Сейчас, вы превратитесь все в овощи, фрукты, грибы, орехи. Звучит музыка. Дефектолог одевает детям шапочки-маски с изображением растений леса, сада, огорода.- Где же растут растения, о которых мы сегодня говорили на занятии? (В саду, на огороде, в лесу.)- Найдите, где у нас в группе расположились картины с изображением леса, сада, огорода?Дети подходят к картинам по очереди и обсуждают, что на них изображено.-
Сейчас мы с вами будем собирать урожай, но вот куда и зачем отправимся,
узнаем, если вы правильно выполните задание. Как только заиграет
музыка, вам надо будет подойти к той картине, где, по-вашему, растет
растение, изображенное у вас на шапочке.3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.Осень:
- Мне было хорошо у вас в гостях. Вы порадовали меня своими знаниями.
Примите от меня эти подарки (корзину с овощами, фруктами и осенний
букет). До свидания!Осень уходит. Заходит дефектолог.Дефектолог: - Кто приходил к нам в гости?- Чем богата осень?- Куда мы отправляемся собирать урожай?