Решаем вместе
Есть вопрос?
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района Волгограда

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

провела учитель-логопед

второй квалификационной категории

Романенко Оксана Александровна

Занятие №1: Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Цель: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику.

Материал: аудиозапись со звуками природы; поднос: 2 стакана, из них 1 с водой, ножницы и бумага, 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; игрушка Петрушка, ширма и поднос с картинками - медведь, заяц, коза, кошка, и с музыкальными инструментами - погремушка, бубен, колокольчик, барабан, деревянные ложки.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Ход: дети входят в коррекционный кабинет, а логопед включает аудиозапись со звуками природы.

1. Организационный момент:

Д/и «Скажи, что слышишь?»

- Ребята, послушайте! Кто назовет, тот сядет на ковер! (дети: голоса птиц, звуки ветра, воды, дождя, листьев).

- Мы слушали звуки природы!

2. Основная часть: дети сидят на ковре полукругом, а логопед предлагает посмотреть на поднос с предметами.

Д/и «Какой звук?»

- Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы молчать! Я показываю, а вы внимательно слушаете - как это звучит? (переливание воды - «бульканье», шелест бумаги, стук кирпичиков и т.д.).

- Мы слушали звуки предметов!

Д/и «Узнай звук!»

- Ребята, мы сегодня слушали разные звуки. Звуки нужны, чтобы знать и понимать что звучит! А чем слушали? Запомните, звуки мы слышим ушами.

- Ребята, встаем и в тишине идем и садимся за столы. Послушайте, кто то идет к нам (логопед шагает). Мы слышим шаги (открывает дверцу шкафа, которая скрипит). Мы слышим скрип. Кто это? (достает игрушку Петрушку и знакомит с ним детей). Это Петрушка - будем с ним играть.

Д/и «Петрушка» (логопед предлагает поднос с картинками животных и представляет музыкальные инструменты. Прячет их за ширму.)

Д/и «Что звучало?»

- Ребята, покажите кто к нам в гости приходил с музыкальными инструментами (пальчиковая моторика: коза, кошка, зайчик)

3. Итог: - Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки).

- Чем мы слушали? (ушами).

- Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. инструментов).

Занятие №2: Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Цель: закрепить понятие «звук»; формировать представления о «речевых» звуках; развивать слуховое восприятие; развивать речевое внимание и произвольную память; учить подражать голосам птиц и животных; учить узнавать людей по голосам.

Материал: игрушка Петрушка, ширма, «музыкальная корзина», поднос: 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; картинки животных; маска лисы.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных, их звукоподражание.

Методы: игровой, словесный, наглядный

Ход: дети входят в коррекционный кабинет.

1. Организационный момент:

- Отгадайте-ка, ребятки, мою веселую загадку:

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

(звуки)

2. Основная часть: дети садятся за столы.

Д/и «Что это?»

- Вспомните, какие звуки мы слушали на прошлом занятие? (дети: стук, скрип, шаги, птиц, воды, муз. инструменты). Давайте поиграем - слушайте внимательно!

Д/и «Что звучало?»

- Ребята, вы знаете, что мы можем произносить звуки похожие на голоса животных и птиц?

Д\и «Кто как голос подает?» (логопед выставляет картинки животных и птиц, подражает голосом - а дети выбирают картинку и называют ее).

Д\и «Веселая песенка» (логопед раздает картинки, читает стих про животное, а ребенка, у которого картинка с названным животным - поет песенку его «голосом»).

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

Д/и «Чей голосок?» Дети выходят на ковер.

- Ребята, а мы друг друга узнаем по голосу? (логопед выбирает ребенка - надевает ему маску лисы). Ты хорошо занимался, будешь «лисичкой»!

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

3. Итог: - Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами).

-Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. Инструментов, изображали звукоподражания животным и птицам).

- Чьи голоса мы узнавали? Какие «лисички» молодцы!

 


Возврат к списку

Решаем вместе
Есть вопрос?