Решаем вместе
Есть вопрос?
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Конспект. Автоматизация звука Р в словах. (старший дошкольный возраст)

Конспект. Автоматизация звука Р в словах. (старший дошкольный возраст)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района г. Волгограда

Конспект открытой образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста Тема: Автоматизация звука Р в словах
Провела: учитель-логопед второй квалификационной категории
Романенко Оксана Александровна

Волгоград 2011

Тема: Автоматизация звука Р в словах

Цели:Коррекционные:- закрепление навыка правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах;- укрепление мышц языка, используя зрительный и слуховой контроль при произнесении звука [р]; - автоматизация звука [р] в словах; - формирование самоконтроля за правильным произношением звука [р] в начале слова;- закрепление целенаправленной воздушной струи;- развитие речевого дыхания на этапе проговаривания словосочетаний;- развитие фонематического восприятия;Развивающие:- развитие слухового внимания;- развитие внимания, памяти и логического мышления;- развитие координированных движений во взаимосвязи с речью;- совершенствование общей, мелкой, мимической моторики, переключаемости движений;- обогащение и активизация словарного запаса.Воспитательные:- воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности.- воспитание усидчивости;- умение доводить начатое дело до конца.Лексическая тема: Осень. Дикие животные.Методы и приемы:- игровые (помощь медведю добраться до леса);- наглядные (показ артикуляционной позы);- словесные (объяснение, вопросы, инструкции: задания);- практические (действия, дидактические игры, здоровьесберегающие технологии: элементы дыхательной гимнастики, психогимнастики, самомассажа).Материалы и оборудование:Демонстративный: карточки –символы для артикуляционной гимнастики;Раздаточный: осенние листья, картинки на звук [р];Дидактический: зеркала, медведь - рукавичка, мяч, кубик, грибы: большой и маленький; массажные дорожки; парные крышки, счетные палочки (синие).Предварительная работа:- проведение комплексов артикуляционной гимнастики для звука [р];- выполнение дыхательной гимнастики с проговариванием слов, фраз;- проведение психогимнастики;- преодоление нарушений слоговой структуры слова;- выполнение упражнений по звуковому анализу слов;- беседа по темам: «Поздняя осень», «Дикие животные осенью».
Ход занятия:Организационный момент: дети проходят в логопедический кабинет.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы продолжим учиться правильно произносить звук Р в словах. - Вспомните, какое сейчас время года? Осень. Посмотрите вот и осенние листья – желтые, красные…дунул ветер и полетели. Как называется явление природы, когда листья падают? Листопад. Вы – будете ветром. Положите листья на ладонь, вдохните через нос, выдохните так, чтобы получился листопад. Затем сделайте еще один вдох через нос и на выдохе произнесите: осенний листопад (дети выполняют задание). Собирайте листья в осенний букет. Основная часть:- Послушайте, кто в гости на занятие пришел:Косолапый и большойСпит в берлоге он зимой.Летом по лесу гуляетМед, малину собирает.Любит рыбу, муравьев.Отгадайте, кто таков? - Это Медведь (на руке логопеда появляется игрушка-медведь).Логопед подносит медведя к уху, дети располагаются на ковре:- Ребята, медведь говорит, что его язычок не послушный, и не может рычать. Давайте покажем медведю упражнения для язычка, которые помогут ему зарычать (логопед раздает зеркала детям). Выполняем упражнение «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Моторчик».Дети выполняют упражнения. - Ребята, звук Р – согласный или гласный? Почему? Звук Р согласный, поэтому мы будем обозначать его синим цветом. - Вот медведь и зарычал. Ребята, медведь предлагает сыграть в игру: он произносит слова и бросает мяч, а вы, если услышите в слове звук Р, ловите мяч, а если нет – отбрасываете: рот, рамы, шуба, горы, чашка, ведро, барабан, стол, помидор, стул, топор. Молодцы! А теперь перейдем на места перед зеркалом и продолжим занятие. - Ребята, медведь снова рычит. Как он рычит? (Р-Р-Р) Он увидел вас и радостно зарычал (Р-Р-Р), он огляделся и зарычал удивленно (Р-Р-Р), он спрашивает - где я? (Р-Р-Р), он рычит печально (Р-Р-Р) (дети перед зеркалом «рычат» с разной интонацией). Ребята, а знаете, почему медведь печально зарычал? - Все животные осенью готовятся к зиме. Вот и медведю тоже надо в лес, спать в берлоге. Давайте ему поможем добраться до леса, а вот и тропинка (логопед предлагает дорожки из фломастеров).                          Наши пальчики шагают,                          Слоги верно повторяют: Ра-ра-ра-ра (Ру, Ро, Ры)Дети вместе выполняют упражнение. - Осенью часто идут дожди, остаются лужи. Что же сидеть дома? Осенью на прогулку нам, чтобы не промочить ножки, надо обуть сапожки (логопед предлагает на пальцы, указательный и средний, надеть крышки). Дети, а вот и наш волшебный сундучок. Открываем …и картинки получаем. Назовем их: рак, рот, рыба, руки. А что бы добраться до леса нам поможет кубик. Сколько точек выпадет, столько шагов и надо прошагать:                        С каждым шагом не молчи,                           Слово верно говори: рак (рот, рыба, руки). Бросай кубик, сколько точек… Дети выполняют упражнение по одному. - Посмотри, на лесной полянке после дождя выросли грибы. Большой гриб и маленький грибок. Поиграем, если я возьму гриб, надо говорить громко, а если грибок – тихо. Повторяй за мной: РА – РА – РА – радуга                                РО – РО – РО – робот                                   Ры – ры – ры – рынок                                   Ру – ру – ру – рубашка - Дети, медведь просит вас внимательно посмотреть на картинки и назвать их. Выберите, какая картинка лишняя. Почему? (Для каждого ребенка логопед выкладывает по четыре картинке: Роза, Рак, Автобус, Рыба; Рот, Лук, Рука, Рысь – все картинки начинаются на звук Р, Р в 1-ом слове нет). - Медведь, лесной житель и порой слова не умеет произносить правильно. Поможем ему справиться с заданием (Логопед выставляет картинки). Послушайте, правильно ли звучат эти слова: УЧКА, ДАКЕТА, ЛАДУГА, ГОМАШКА.Скажите их правильно. Выложи столько палочек, сколько слогов в слове ракета (ручка, радуга, ромашка).- Ребята, медведь говорит вам спасибо, ему ваших палочек хватит, что бы укрепить берлогу. Итог:- Дети вы сегодня на занятии очень старались произносить правильно звук Р в словах и помогли медведю добраться до леса. Медведь прощается, а в подарок приготовил вам интересное задание: выбрать слова со звуком Р и раскрасить их синим цветом. Литература:1.   Борисова Е.А.   Индивидуальные логопедические занятия   с дошколь­никами. 2.     Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика 3.     Ткаченко Т.А. Большой логопедический учебник4.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р 5.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Логопедическая раскраска для закрепления произношения звука Р

Возврат к списку

Решаем вместе
Есть вопрос?