Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Основная образовательная программа. Срок реализации - бессрочный

Основная образовательная программа. Срок реализации - бессрочный

Основная образовательная программа. Срок реализации - бессрочный

Оглавление

1. Целевой раздел

 1.1. Пояснительная записка

 1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

4. Дополнительный раздел Программы.

Краткая презентация:

1) Возрастные и иные категории детей

2) Используемые Примерные программы

3) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Литература

1. Пояснительная записка 

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Общие сведения об учреждении

1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.

1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса.

1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

2. Организация режима пребывания детей в ДОУ

2.1. Модель воспитательно-образовательного процесса

2.2. Система физкультурно-оздоровительной работы

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

3.1. Содержание образовательных областей

3.2. Формы образовательной деятельности

4. Содержание коррекционной работы

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Часть II (региональный компонент)

1. Организация работы учителя-логопеда на логопедическом пункте

2. Условия реализации Образовательной программы ДОУ

3. Формы сотрудничества с семьей.

4. Преемственность в работе ДОУ и школы

Список нормативных документов

Глоссарий

Используемая литература


Часть I (обязательная)

1.      Пояснительная записка

Срок реализации программы - бессрочный. Изменения и дополнения по мере необходимости по приказу заведующего МОУ, утверждаются педагогическим советом детского сада. 

1.1.            Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Общие сведения об учреждении.

Государственный статус учреждения - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида. Лицензия Комитета по образованию и науки Волгоградской области, серия 34 ОД № 000810 от 13.02.2012 г., срок действия бессрочно.

Детский сад комбинированного вида является звеном муниципальной системы образования г. Волгограда, обеспечивающим помощь семье в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): нарушения речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на основе реализации коррекционно-развивающего сопровождения и усвоения детьми обязательного минимума содержания учебных программ, реализуемых в дошкольном образовательном  учреждении.

Детский сад  функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования Российской Федерации.

Дети принимаются  в МДОУ детский сад комбинированного вида в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на договорной основе,  в группы компенсирующей направленности - по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 

Порядок комплектования детьми МОУ осуществляется в соответствии с Правилами приема детей в МОУ.

Предельная наполняемость групп определена Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении РФ.

В МОУ представлены типы структурных образований:

- 1 группа для детей младшего возраста (с 1,5-3 лет)

- 1 группа для детей подготовительного к школе возраста (с 6-7 лет),

- 3  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР): старшего дошкольного возраста (1 группа) (с 5 до 6 лет) и 2 группы подготовительного возраста,

- 6 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР):

·         1 группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет),

·         2 группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет),

·         3 группы подготовительного к школе возраста (с 6 до 7 лет).    

 Характеристика детей с ОНР III уровня:

- недоразвитие лексико-грамматической стороны речи;

- несформированность фонематических процессов;

- низкий объем активного и пассивного словаря;

- нарушение звуковой стороны речи;

- замедленный темп развития гностических и мыслительных процессов;

- нарушения в эмоционально-волевой сфере;

- нарушения общей и мелкой моторики;

- общая соматическая ослабленность;

- отставание в показателях основных физических качеств (сила, ловкость, скорость).

Характеристика детей с ЗПР:

- замедленное развитие высших психических функции (внимание, память, восприятие, мышление);

- недоразвитие всех компонентов речи;

- снижений познавательной активности;

- гипер- или гиподинамия;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- замедленное формирование предпосылок к учебной деятельности;

- трудности ориентировки в пространстве;

- общая соматическая ослабленность;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (сила, ловкость, скорость).


1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.

- Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Для реализации данного направления деятельности в детском саду представляется широкий спектр дополнительных образовательных  услуг: кружок ручного труда «Волшебная игла»; кружок изобразительной деятельности с элементами ТРИЗ «Волшебные пальчики»; «Юный художник».

- Физкультурно-оздоровительное развитие дошкольников.

Для реализации данного направления в детском саду предоставляются услуги кружковой работы: «Здоровячок», «Раз, два, три, четыре, пять - приглашаем поиграть».

-  Интеллектуальное развитие дошкольников.

Для реализации направления в дошкольном учреждении  предоставляется огромный выбор дополнительных образовательных услуг: «Люби и знай родной свой край!», «Поиграем - посчитаем», «Детское творчество», «Маленький книголюб», «Математические ступеньки»,  «Умные игры».


1.3.  Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цели и задачи деятельности детского сада определены  на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цели:

1.    Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.

2.    Создание равных условий развития детей в дошкольном возрасте для эффективной подготовки их к школе.

3.    Осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом и психическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги

Дети

Родители

Задачи

1.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

2.Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.

3.Обеспечение познавательно,  социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.

4. Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетных направлений в ДОУ.

5.Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к воспитанникам.

6.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

1.Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).

1.Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.

2.Повышение компетентности родителей в области воспитания.

3.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей

Единство указанных целей и задач определяет направление работы детского сада, позволяющей обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки детей к успешному обучению в школе.


1.4. Особенности осуществления образовательного процесса.

Сведения о квалификации педагогических кадров.

Кадровый состав

Административный персонал:

Заведующий

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

1

1

Всего педагогов

Из них:

Старший воспитатель

Воспитатели

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Социальный педагог

46

1

24

9

6

2

2

1

1

Возрастной ценз

До 30 лет

30 - 35 лет

35 - 40 лет

40 - 45 лет

45 - 50 лет

Выше 50 лет

12

8

6

5

7

8

Образование

Высшее / два высших

31/1

Среднее специальное

12

Получают среднее специальное образование

0

Получают высшее образование

5

Учёная степень

1

Заслуженный учитель РФ

-

Отличник просвещения РФ

-

Почётный работник   

1

Аттестация 

Высшая категория

6

Первая категория

22

Вторая категория

12

Без категории

6

Педагогический стаж

1-3 года

5

3-10 лет

14

10-20 лет

15

свыше 20 лет

11

 Курсы

повышения

квалификации

ВГАП и ПРО

30

ВГСПУ

14

Курсы при  учреждениях

5

Содержание образовательного процесса ДОУ

Содержание общеобразовательного процесса выстроено в соответствии с основной примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой (2010 г.) и коррекционных  «Программа обучения и воспитания детей с ОНР в условиях специализированного детского сада (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, - М.: 2008 г.) и  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова - М.: Школьная Пресса, 2005.).

Обучение и воспитание в МОУ ведется на русском языке.

При организации образовательного процесса нами  учтены принципы интеграции  образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса детского сада определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, учета возраста воспитанников, основных направлений их развития, специфики дошкольного образования, а решение программных задач осуществляется:

- в разных формах совместной деятельности взрослых и детей (учебной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом и психическом развитии детей;

- в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом и психическом развитии детей;

-  в  самостоятельной деятельности детей;

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Указанные 4 направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования.  В основе остальных образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности:

- двигательная деятельность (активность) (″Физическая культура″),

- игровая (″Социализация″),

- трудовая (″Труд″),

-восприятие художественной литературы (″Чтение художественной литературы″),

- коммуникативная (″Коммуникация″),

-познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная (″Познание″),

- музыкально-художественная (″Музыка″),

- продуктивная (″Художественное творчество″).

Исключением из деятельностного подхода являются области ″Здоровье″, так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и ″Безопасность″.

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы.

Направление ″Физическое развитие″

Основная задача-совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в семье й в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Образовательная область ″Здоровье″

Задачи - создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических навыков:

- прием пищи: обучение умению пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей), соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

- гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

- одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

Образовательная область ″Физическая культура″

Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

В настоящее время в систему работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) - комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. АФК обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты и решает следующие задачи:

- формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

- развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических
барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

- формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

- формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

- формировать желание улучшать свои личностные качества.

Образовательная область ″Безопасность″

Задача-формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. 

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

Образовательная область ″Социализация″

Основная задача - подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

Работа по освоению

первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:

- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

 На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять опре­деленное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область ″Труд″

Задачи - обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает:

- организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

- ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;

- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

- обучение уходу за растениями, животными;

- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

- изготовление коллективных работ;

- формирование умения использовать поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Образовательная область ″Познание″

Образовательная область ″Познание″ включает следующие разделы.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Развитие  познавательно  исследовательской   и  конструктивной   деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. 

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями). Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Образовательная область ″Коммуникация″

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих

на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

Образовательная область ″Чтение художественной литературы″

Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

- выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания

жизненному опыту детей;

- предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;

- подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

- организовывать драматизации, инсценировки;

- демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;

- проводить словарную работу;

- адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями).

Образовательная область ″Художественное творчество″

Основая цель - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование способствует развитию манипулятивной де­ятельности, укрепление мышц рук.

Образовательная область ″Музыка″

Основая цель-слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов, танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.

В совокупности перечисленные направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый вид деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, связанные непосредственно с имеющимся нарушением. Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При сенсорных, двигательных нарушениях в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как: ″Развитие зрительного восприятия″ (для детей с нарушениями зрения), ″Развитие слухового восприятия и обучение произношению″ (для детей с нарушениями слуха), ″Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук″ (для детей с недостатками двигательной сферы) и др.

1.5.  Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Разработка программы велась рабочей группой МДОУ, поэтапно, в соответствии со следующими принципами:

- принцип гуманизации;

- принцип дифференциации и индивидуализации;

- принцип непрерывности и системности образования;

 - принцип развивающего образования;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного пространства.

Содержание Программы основывается на закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.


2.      Организация режима пребывания детей в ДОУ

Ежедневная организация жизни и деятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим работы МОУ и длительность пребывания в нем детей устанавливаются Уставом ДОУ, договором, заключаемым между ДОУ и Учредителем, а также на основании Типового положения  о дошкольном образовательном учреждении и определен:

- пятидневной рабочей неделей;

- выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни;

- в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;

- на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;

- особенностями организации гибкого режима пребывания детей в детском саду

- с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности ДОУ.

Деятельность детского сада осуществляется в 12-часовом режиме: с 7.00 до 19.00.

Решение образовательных задач осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определен в соответствии с видом учреждения, контингента детей и требованиями, установленными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в день для всех возрастных групп полного дня) (Приложение 1).

Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Возрастная группа

3-4 г.

4-5 л.

5-6 л.

6-7 л.

Удельный вес в режиме полного дня

(12 часов)

Непосредственно образовательная деятельность

14-17 %

19-22 %

26-29 %

33-35 %

Самостоятельная деятельность детей

25-30 %

25-30 %

25-30 %

25-30 %

Взаимодействие с семьями детей

5-10 %

5-10 %

5-10 %

5-10 %

Итого

44-57 %

49-62 %

56-69 %

63-75 %


 2.1. Модель воспитательно-образовательного процесса.

Модель образовательного процесса строится на основе использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (Приложение 2):

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное (Приложение 3).

Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период-2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Воспитательно-образовательный процесс построен в соответствии с контингентом воспитанников и с принципом интеграции образовательных областей и состоит из двух частей:

1 часть - совместная деятельность взрослого и ребенка, включающую в себя непосредственную образовательную деятельность;

2 часть - самостоятельная деятельность детей.

Каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми (Приложение 4).


2.2.Система физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ включает  в себя систему мероприятий, направленных на:

- сохранение здоровья воспитанников, посредством проведения профилактических и закаливающих мероприятий;

- развитие разнообразных видов движений в процессе самостоятельной деятельности и совместной деятельности с педагогом (Приложение 5).

            Целью деятельности ДОУ является  реализация имеющихся ресурсов для формирования здоровой, социально адаптированной личности дошкольника.

Основными задачами  ДОУ по проблеме сохранения здоровья детей являются:

  1. охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
  2. обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;
  3. диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
  4. обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью  в двигательной активности;
  5. повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка,  профилактика некоторых заболеваний;
  6. воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
  7. повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

            В ДОУ организовано 4 - разовое,  полноценное и сбалансированное питание в соответствии с нормами Сан ПиНа. Документально определены не только нормы  питания на одного ребенка в день, но и ассортимент основных рекомендованных для использования продуктов питания, в том числе, фруктов и соков. Составлено примерное двухнедельное меню. Питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с режимом дня на холодный и теплый период года.


3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

3.1.Содержание образовательных областей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса обеспечивает   физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие воспитанников (Приложение 6).

Цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе  через решение следующих задач:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

            - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

            - максимальное использование разнообразных видов деятельности;

            - креативность процесса воспитания и обучения;

            - вариативность использования образовательного материал;

            - уважительное отношение к результатам детского творчества;

            - обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

            - координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Комплексная программа

  Воспитатенгие и обучение в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г. - 208 с.

3.2. Формы образовательной деятельности:

Формы образовательной деятельности (Приложение 7)

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые


4.      Содержание коррекционной работы.

Коррекция речевых и психических нарушений является приоритетным направлением деятельности детского сада (Приложение 8).

Цель коррекционно-образовательного процесса в детском саду № 307 - обеспечение равных стартовых возможностей для обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:

1.   создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

2.   обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

3.  коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

4.   стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

5.   профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставятся следующие конкретные задачи:

1.   сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

2.   освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

3.  освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

4.   накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

5.  уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

6.   формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

7.   развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

8.  формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

Перечень программ

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина. - М.: Просвещение, 2010.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова. - М.: Школьная Пресса, 2005.

Перечень пособий и технологий

Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет / Т.А.Ткаченко. - М.: Гном «Д», 2003.

Учимся говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет / Т.А.Ткаченко. - М.: Гном «Д», 2004.

Развитие связной речи / В.В.Коноваленко. - М.: Гном «Д», 2002.

Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / аЕ.М.Мастюков. - М.: Аркти, 2002.

Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В.Кузнецова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Преодоление ОНР у дошкольников / Т.В.Волосовец. - М., 2002.

Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Л.С.Макова. - М.: Аркти, 2002.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР / Е.М.Мастюкова. - М.: Аркти, 2003.

Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / С.А.Козлова. - М.: Линка-Пресс, 2002.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Коррекционная работа воспитателя / В.В.Коноваленко. - М.: Гном «Д», 2003.

Индивидуальное развитие детей в ДОУ / С.В.Лесина. - Волгоград «Учитель» 2006.

Коррекционная ритмика.

"Коррекционная ритмика" (КР) - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения (Приложение 9).

 


5.                  Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы подразделяются на итоговые и промежуточные (Приложение 10).

Итоговые результаты:

·         Здоровый

·         Физически развитый

·         Любознательный, активный

·         Эмоционально отзывчивый

·         Коммуникативный

·         Воспитанный

·         Интеллектуально развитый 

·         Социализированный

·         Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

·         Овладевший необходимыми умениями и навыками -


6.  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы и позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется два раза в год (октябрь-май) и тесно связан с образовательными программами обучения и воспитания детей. В проведении мониторинга участвуют педагоги, психолог, учителя-логопеды.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка (Приложение 11).


ЧАСТЬ II (региональный компонент)

1.      Организация работы учителя-логопеда на логопедическом пункте

На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие речевые нарушения и не подлежащие зачислению в специальные группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данная система организации логопедической работы в дошкольных учреждениях проста, удобна, экономична, а главное - эффективна (Приложение 12). 

Должность  учителя-логопеда  вводится   в  штаты  дошкольного  учреждения  из расчета 0,25 ставки  на 2 группы детей дошкольного возраста (на ставку не менее 10 общеразвивающих групп для детей в возрасте от 3-7 лет).  Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых  15-16 часов отводится на непос­редственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4-5 ча­сов - на организационно-методическую и консультативную ра­боту с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

Логопед оказывает помощь детям в возрасте от 3 до 6 лет. В течение года обслуживается 25-30 человек.  Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФНР) не подлежат зачислению на логопункт, они направляются на ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения. В   своей   работе   учитель-логопед   детского   сада   руководствуется   нормативными   документами,   программами   обучения   детей   с  различной речевой патологией и данными рекомендациями.

Основными задачами в работе являются:

- выявление,  преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у дошкольников, начиная с 3-х летнего возраста;

- профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольных учреждений и родителей.

 Качественный показатель работы логопеда - состояние речи детей старшей и подготовительной группы, которые будут обучаться в школе.


2.  Условия реализации образовательной программы ДОУ

Управление реализацией программы

Структура государственно-общественного управления

МОУ детского сада № 307

Управляющий Совет

(председатель)

Общее собрание трудового коллектива

(председатель)

Педагогический Совет

(председатель)

Заведующий

МДОУ

Родительский комитет

(председатель)

Заместитель заведующего по ВиМР

Старший воспитатель

Управляющий Совет

(председатель)


                                                                                                                                              

Воспитатели, педагоги узких специальностей

(учитель-логопед, педагог-психолог, соц. педагог, руководитель ФИЗО, муз. руководитель)


 Создание и обновление предметно-развивающей среды

Созданию развивающей среды в детском саду способствуют подходы к формированию структуры здания, его многофункциональной планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, к системе трансформирующегося оборудования.

Оформление  и оборудование всех помещений детского сада осуществляется с учетом следующих позиций:

 - комфортность и безопасность  для детей

- эстетичность как определенный стандарт жизни современного человека

            - стилистика, отражающая ключевую педагогическую идею - воспитание мужественности - женственности, творчества как способа жизни.

Исходя из этого, формируется предметно-развивающая среда, обладающая гендерной чувствительностью, т.е. создающая равные возможности для самовыражения  и саморазвития, как мальчиков, так и девочек.

Предметная среда ДОУ включает в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Такая предметная среда позволяет  педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

При организации среды учитывается соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть требования к зданию, участкам, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.

Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовывается его предметное окружение сомасштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации мы учитываются два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей.

Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду  включается следующее:

- предметную среду по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;

- среду для формирования привычек здорового образа жизни.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.

С целью развивающей направленности предметной среды мы учитываются следующие условия:

- сочетание многофункциональных и легкотрансформируемых элементов;

- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.

Предметно-развивающая среда видоизменяется в связи с возрастными особенностями каждой группы. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младшей и средней группах учтена высокая подвижность детей 3-5 лет, а в группах старшего возраста - потребность детей в творчестве и самоутверждении.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

- полифункциональностью - игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

- возможностью применения игрушки в совместной деятельности - игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др.;

- дидактическими свойствами - такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

- принадлежностью к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.


3. Формы сотрудничества с семьей

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания (Приложение 13).

Основными формами взаимодействия с семьей в ДОУ являются:

- общие родительские собрания по проблемам функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения;

- групповые родительские собрания по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;

- групповые и индивидуальные консультации;

- общие консультации родителей;

- открытые просмотры занятий и других мероприятий в группах;

- тестирование и анкетирование родителей на предмет выявления социального заказа и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников;

- родительские конференции по проблемам воспитания детей;

- совместные мероприятия с детьми и родителями: походы, праздники, утренники, выставки, конкурсы, смотры и пр.;

- участие в благотворительных акциях;

- «трудовой десант» - помощь родителей в уборке участка и помещений детского сада, в ремонте детского сада;

- участие родителей в педагогическом процессе детского сада, в организации и проведении разнообразных мероприятий с дошкольниками;

- участие родителей в управлении детским садом: в работе родительского комитета, попечительского совета;

- помощь родителей в оборудовании предметной развивающей среды для детей в детском саду;

- помощь родителей в реализации программы развития детского сада;

- организация семинаров-практикумов с родителями по проблемам семейного воспитания с приглашением специалистов (психолога, логопеда, медицинского работника) и т. д.


4.  Преемственность в работе ДОУ и школы.

Преемственность  - это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому.

Преемственность предполагает целостный процесс. Её цель - обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Старший дошкольный возраст является самостоятельным важным этапом в развитии ребенка с присущими ему закономерностями психического развития. Игнорирование этого факта, а именно попытка интенсифицировать развитие ребенка путем более раннего начала обучения его по школьному типу, приводит к искаженному развитию детей, в связи с этим необходимо учесть положение о ведущей деятельности, которой в старшем возрасте является игра.

Задача детского сада - воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.),  а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.

Преемственность в работе ДОУ и начальной школы  заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появления соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать обычно возникает не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу - еще позже. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период с детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью.

Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка - процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;

- углубление интереса к жизни в школе;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.                 

Формы преемственных связей

- педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

-  психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

-  проведение ″дней выпускников″ в ДОУ;

- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- встречи родителей с будущими учителями;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.


Список нормативных документов

- Закон Российской Федерации "Об образовании"

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- Письмо Министерства образования и науки РФ "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования" от 21 октября 2010 г.  №   03 - 248

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глоссарий

В

Возрастная адекватность - один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.

Г

Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины, это целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола.

Критериями сформированности гендерной культуры можно считать качества, которые характерны для мужчин (смелость, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолеть трудности, придти на помощь и др.) и для женщин (доброта, женственность, уступчивость, умение прощать, заботиться о слабых, больных, пожилых и т. д.).

И

Интеграция - объединение в единое целое отдельных частей

К

Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и  результативность процесса образования в обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личностзи. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.

Качество результата деятельности учреждения - соответствие итога цели деятельности учреждения, сформированной на основе его специфики, типа, вида, профиля, образовательных и социальных потребностей населения, потенциала учреждения, государственных нормативов.

Концепция - замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.

Коммуникация (от англ. communikate - сообщать, передавать), которое предполагает:

- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Комплексно- тематическое - соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. (Комплекс - от лат.complexus - связь, сочетание - совокупность, соединение. Тематическое - посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник - это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т.д.);

- разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

- возможность реализации принципа построения программы ″по спирали″, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

М

Моделирование - один из теоретических методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью.

Мониторинг - постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Мониторинг образовательный - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.(А.С.Белкин)

Мониторинг качества образования - систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях (Шишова С.Е., Кальней В.А.)   

О

Образовательные программы - программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования - документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.

Образовательная программа ДОУ - документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учетом приоритетности видам детской деятельности в каждом возрастном периоде; это модель образовательного процесса.

Образовательный процесс - целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Образовательная область - основные направления психолого-педагогической работы с докольниками

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Р

Результат деятельности учреждения - совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе и образовании, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью деятельности учреждения; это степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.).

Развитие - 1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; 2) процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних, менее совершенных социокультурных форм, к другим, более совершенным.

Рефлексия - обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний; осознание себя в собственной деятельности.

С

Самостоятельная деятельность детей: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Ц

Целостная картина мира - совокупность результатов познавательной деятельности человека. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения.

″Картину мира″ принято рассматривать как систему «пространств», отражающие смысловые отношения субъекта с миром:

- ″физическое пространство″ отношений к окружающей природной и рукотворной среде;

- ″социальное пространство»″отношений к другим людям;

- ″моральное пространство″ норм и ценностей - ″личностное пространство″ отношений к себе

Э

Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.


Список используемой литературы

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений / Ред.Р.Б. Стеркиной. М., 1996 г.

2. Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатула В.И. Заведующий дошкольных учреждением. М., 1984 г.

3. Закон ПМР «Об образовании» от 21 мая 2003 г.

4.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2002 г.

5. Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ (теория, особенности разработки, практика). Методические рекомендации// Дошкольное образование №2 (146) 16-31 января 2005 г.

6. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М., 2005 г.

7. Позняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2001 г.

8. Рекомендации по экспертизе образовательной программы ДОУ в ПМР. Сост. Беленькая Р.И., Горбатенко Н.А./ Педагогический вестник Приднестровья №2 2004.

9. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995. №8.

10. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание


Возврат к списку