Решаем вместе
Есть вопрос?
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Семинар-практикум. Профессиональная компетентность педагогов групп компенсирующей направленности.

Семинар-практикум. Профессиональная компетентность педагогов групп компенсирующей направленности.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Программа семинара:

ТУР. Игра «Вопрос-ответ»

2 ТУР. «Создай свой имидж»

Доклад «Имидж педагога»

3 ТУР. Игра «Пятью пять»

4 ТУР. Решение педагогических ситуаций

Воспитательские позиции.

Задачи:

Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Подготовка к мероприятию:

Творческая группа разрабатывает сценарий семинара-практикума, продумывает вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели:

Ткачева Г.Г.

Донецкова М.А.

Широкородова Н.В.

Жюри:

Донецкова М.А.

Ткачева Г.Г.

Калашникова Е.А.

Илюшина И.В.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

2 тур оценивается:

5 баллов - за каждого человека от группы.

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

4 тур оценивается:

5 баллов - правильное решение педагогической ситуации;

3 балла - решение педагогической ситуации другой группы;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия:

При входе каждый педагог выбирает геометрическую фигуру и занимает место в группе с соответствующей фигурой. (Тест проводится педагогом-психологом Ткачевой Г.Г.)

1 ТУР.

Знание санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.

Вопрос задается каждой микрогруппе, на ответ дается не более 10 секунд. Ответ звучит от одного участника микрогруппы. Групповые ответы не разрешаются. В случае отсутствия ответа команда получает 0 баллов, а вопрос адресуется следующей микрогруппе.

Вопросы:

 Какова предельная наполняемость в ясельных группах (от 2 мес. До 1 года)? (Не более 10 человек)

Какова предельная наполняемость при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 – 7 лет)? (Не более 20 человек, (оптимальная - 15)

Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет в течение дня? (5,5 – 6 ч)

Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4 – 4,5 ч)

Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова их продолжительность? (Не более 10 занятий в неделю, продолжительность 8 – 10 минут).

Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в младшей группе (дети 4-го года жизни)? (11 занятий).

Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 минут).

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в средней группе (дети 5-го года жизни)? (12 занятий).

Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 минут).

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в старшей группе (дети 6-го года жизни)? (15 занятий).

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в подготовительной группе (дети 7-го года жизни)? (17 занятий).

Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? (Не более 30 минут).

2 ТУР.

«Создай свой имидж»

Педагогам зачитывается телефонограмма: «Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 5 человек». Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

Доклад «Имидж педагога»

Имидж воспитателя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов).

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, молодым воспитателям, мы рекомендуем, не приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками, одежда неярких цветов, предпочтение оттенкам желтого, розового, голубого, зеленого) ну это у кого что есть... Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта.

3 ТУР.

         «Пятью пять»

5 микрогрупп, пять обсуждаемых проблем, пять букв в каждом ответе! Вот она шуточная закономерность - «пятью пять».

На экране написано 5 тем для обсуждения:

а) Литература.

б) Искусство.

в) Спорт.

г) География.

д) История.

Каждая команда по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Литература.

Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма)

Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга)

«Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг)

Искусство.

Танец на пальцах? (Балет).

Простыня, за просмотр которой платят деньги? (Экран)

Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня)

Крупный христианский храм? (Собор).

Деревянная актерская голгофа? (Сцена).

Театральное представление, находящееся в промежутке комедией и трагедией? (Драма)

Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)

Спорт.

Беготня на природе? (Кросс).

Спортивный каюк, кранты, амба, конец? (Финиш).

Начало, исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт).

Спортивный переходящий приз? (Кубок).

Остороконечный легкоатлетический снаряд для метания? (Копье).

Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток).

География.

Самая большая лужа? (Океан).

Черное золото? (Уголь, нефть).

Всеобщий зверинец? (Фауна).

Хорошо известная нам самая длинная река в Европе? (Волга).

«Дикое место» за границей или на горизонте? (Запад).

Самая многолюдная местность «поднебесной»? (Китай).

 История.

Праздничные цветы на небесах? (Салют).

Уменьшенный прототип гильотины? (Топор).

Русский Иванушка, ставший царем? (Иоанн).

Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта).

Склад государственных бумаг? (Архив).

Самая веселая из муз, обожаемая женщинами? (Талия).

 

4 ТУР.

Решение педагогических ситуаций. Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Педагогические ситуации:

1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

2. Воспитатель (специалист) знакомит родителя с коллегиальным заключением и рекомендациями ПМП консилиума детского сада о направлении ребенка в специализированную школу 8 вида для детей с умственной отсталостью. Мама с рекомендациями педагогов не согласна и выражает протест. Ваши действия. Какая работа не была проведена ранее с данной семье? Какую работу необходимо провести в данной ситуации?

3. Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия? Мама позвонила по телефону и лично попросила отдать ребенка 15 летнему сыну, так как сама она ушла в ночь и прийти никак не сможет. Ваш разговор по телефону.

4. Петя пришел домой и пожаловался родителям, что в детском саду его бьют воспитатели. Родители Пети пришли утром в детский сад с намерениями разобраться с педагогами и возможно даже подать заявление в прокуратуру за рукоприкладство. Ваши действия.

5. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

6. Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Воспитатели часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.

      У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы познакомимся с существующими позициями воспитателей.

ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них адекватная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант.

Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).

Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.

Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Снежная королева. Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем.

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».

Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Каждый должен проанализировать названные позиции, и честно ответить себе к какой позиции он относится сам. Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится.

Подведение итогов семинара-практикума:

Вручение подарков педагогам-победителям.

ЛИТЕРАТУРА:

• Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997

• Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.

• Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.

• Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001

• Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68


Возврат к списку

Решаем вместе
Есть вопрос?