Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей с ЗПР

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей с ЗПР

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании детей действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

У детей с ЗПР отмечается затрудненный темп речевого развития и распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявленные патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.Импрессивная (внутренняя) речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.Экспрессивной (внешней) речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.Нарушение звукопроизношенияВ картине нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР большое место занимают смешения звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). Выявлено искаженное произношение звуков (межзубное произношение свистящих, увулярное и велярное произношение р). Обнаружились стойкие замены одного звука другим (р-л, л-л', л-в, ш-с, ж-з). Наблюдалось и отсутствие звуков (р, л). Факт преобладания смешенных звуков над стойкими заменами и искажениями свидетельствует о нечеткости слуховых образов звуков, о недостаточной сформированности речеслухового анализа и синтеза.У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалии прикуса, укороченная подъязыковая связка, толстый массивный язык, высокое узкое твердое небо, дефекты строения зубного ряда.Отмечается недостаточность речевой моторики: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного к другому. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованы, замедлены. Речь таких детей напряженная, аритмичная, смазанная. Поэтому воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование у детей с ЗПР правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно.

Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в группе дошкольного учреждения и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказывать воспитатели и родители.Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка; развито речевое дыхание; а также если он умеет владеть своим голосом.Артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, т.е. помогут ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать требования:

1.     Каждое упражнение выполняйте перед зеркалом.

2.     Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

3.     Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).

4.     Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

5.     ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать.

Следите, чтобы он от нее не уставал. Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей с ЗПР таких речевых навыков, как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. Их воспитанию также необходимо уделять достаточное внимание, начина с преддошкольного возраста.Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому с раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать слова, сказанные шепотом и т.д.

У детей более старшего возраста от 4 до 5 лет формируется фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, - слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.При этом точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию Этапы коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей с ЗПР Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР является длительным и сложным процессом.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

I.        Предварительный этап.

Цель: подготовить слуховую и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II.      Этап постановки звука.

Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука, зрительное восприятие артикуляции.

III.     Этап автоматизации звука.

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

IV.     Этап дифференциации звуков речи.

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Приемы и методы, которые используются при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, традиционные. Однако, существует специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Она обусловлена, с одной стороны, характером нарушения ЦНС, психопатологическими особенностями ребенка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитики синтетической деятельности, с другой -особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР

1. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков (при дифференциации); устанавливается их сходство и различие. Необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Используются графические схемы.

2. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. При коррекции звукопроизношения необходимо максимальное включение анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, а также использования разнообразной наглядности.

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет психических особенностей ребенка с ЗПР, его работоспособность, уровень несформированной речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений звукопроизношения необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ЗПР очень консервативны, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме.

8. Важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми).

9. Учитывая быструю утомляемость, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

10. На занятиях по коррекции звукопроизношения должна учитываться тщательная дозировка заданий и речевого материала. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном.

11. При проведении занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Цель занятия должна быть изложена чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

12. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

13. Следует поддерживать у ребенка с ЗПР интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

14. В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗГТР носят стойкий характер, работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

15. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей (закрепление правильных речевых навыков).

16. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.


Возврат к списку