Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Система взаимодействия специалистов в детском саду

Система взаимодействия специалистов в детском саду

Руководство всей деятельностью МОУ детского сада осуществляется заведующей в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Заведующая обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико - педагогического консилиума;

  • совместно с коллективом создает климат психологического комфорта,
  • формирует предметно - развивающую среду.

Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии возможно достижение результата.Особое внимание мы хотим уделить МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, которая разработана в процессе нашей работы и представлена на мультимедиа. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – дефектолога, педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику.Все специалисты при создании модели работают под руководством дефектолога, который является организато­ром и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.

Дефектолог

  1. Диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированность представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
  2. Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
  3. Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.
  4. Проводит подгрупповые и индивидуальные Занятия в первой половине дня. формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.
  5. Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития..
  6. Участвует в методических Объединениях, и является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
  7. Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

ЛОГОПЕД

  1. Диагностирует: уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).
  2. Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
  3. Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.
  4. Проводит подгрупповые занятия по формированию фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).
  5. Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
  6. консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.
  7. участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
  8. Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ
  1. Проведение специально - организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
  2. Воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.
  3. Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.
  4. Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.
  5. Консультирование родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.
  6. Воспитатель совместно с логопедом и дефектологом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.

ПСИХОЛОГ

  1. Организация взаимодействия педагогов;
  2. Психопрофилактическая работа.
  3. Психодиагностическая работа с детьми.
  4. Выявление и преодаление отклонений в становлении отдельных сторон личности детей дошкольного возраста.
  5. Специально – коррекционная работа с детьми, входящими в группу «риска».
  6. Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.
  7. Работа с педагогическим коллективом.
  8. Повышение уровня психологической грамотности родителей.
  9. Консультативная работа с родителями.
  10. Коррекционная работа с родителями.
  11. Оказывает методическую помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  1. Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.
  2. Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.
  3. Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.

ИНСТРУКТОР ФИЗКУЛЬТУРЫ

  1. Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
  2. проведение танцевально-игровой гимнастики, самомассажа, ритмики.

МЕДПЕРСОНАЛ

  1. Проведение лечебно - профилактических и оздоровительных мероприятий.
  2. Соблюдение требований санитарно – эпидемиологических правил и норм.
  3. Осуществление контроля режима и качества питания.
  4. Оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей.
  5. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
  6. Проведение массажа по назначению врача.
  7. Проведение физиопроцедур и медикаментозного лечения по назначению врача педиатра, невролога.
  8. Организация «оздоровительного сна», ароматизация спальни успокоительными травами, фиточай.
  9. Врач-психоневролог консультирует дефектологов, логопедов, воспитателей по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С РОДИТЕЛЯМИ

    КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ      ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ                 ФОРМЫ НАГЛЯДНОГО       ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                     РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ                            ИНФОРМАЦИОННОГО                                                                                                                                               ОБЕСПЕЧЕНИЯ                                                                                                                                                             1. ОБЩИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ                 1. АНКЕТИРОВАНИЕ И ОПРОСЫ    1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ    СОБРАНИЯ                                                                                                                         СТЕНДЫ И                                                                                                                                              ТЕМАТИЧЕСКИЕ                                                                                                                                                       ВЫСТАВКИ                                                                                                                                                                  2. ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ     2. БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ        2. ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ   СОБРАНИЯ                                              СПЕЦИАЛИСТОВ                                                            РАБОТ 3. «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»         3. «СЛУЖБА ДОВЕРИЯ»                     3. ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ                                                                                                                                         СПЕЦИАЛИСТОВ И                                                                                                                                          ВОСПИТАТЕЛЕЙ4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ            4. «РОДИТЕЛЬСКИЙ ЧАС»                                   «СЕМЕЙНОГО КЛУБА»                   5. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕТСКИХ                 5. ПРИЕМ ВРАЧА    ПРАЗДНИКОВ И ДОСУГОВ

Были определены формы взаимодействия специалис­тов:

  • педсоветы,
  • консультации,
  • тренинги,
  • семинары-практикумы, (например, в январе 2007 г. нами был проведен семинар - круглый стол на тему «Семья – детский сад – школа - социум», с приглашением педагогов других детских садов, школ (различного вида), родители).
  • меди­ко – психолого - педагогические консилиумы,
  • деловые игры,
  • круглые столы,
  • анкетирование,
  • просмотр и анализ от­крытых занятий и др.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, вос­питателей, музыкального руководителя возможна при усло­вии:
· совместного планирования работы: выбора темы и раз­работки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных заня­тий.
· одновременного решения коррекционно-образовательных задач, логопеда, педагога - дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии).
Только в этом случае коррек­ция недостатков у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
·успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ЗПР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Возврат к списку