Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Журнал для родителей

Журнал для родителей

Журнал для родителей
«ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ?»

АВТОРЫ:

Егорова Татьяна Евгеньевна,
педагог-психолог,
Тульская областная детская
психоневрологическая больница, г. Тула

Ковалёва Лилия Фаритовна,
педагог-психолог,
МОУ детский сад № 307 комбинированного вида Красноармейского района г. Волгограда

Как определить, тревожный ли у вас ребенок?

Что такое тревожность? Согласно определению, это индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в повышенном беспокойстве в самых различных житейских ситуациях, независимо от того, есть ли основание для этого чувства или нет.Тревожный ребенок часто доставляет немало хлопот своим родителям дома и воспитателям в саду. Он не побежит сам к сверстникам поиграть, не захочет в детской компании увлеченно катать машинку или укладывать куклу, не согласится остаться один на короткое время, пока мама не сбегает в ближайший магазин.На прогулках тревожный малыш будет жаться к маме, не выпуская ее руки.Если приглядеться к нему – можно заметить беспокойство в глазах, скованность в движениях (мышечное напряжение), робость. Тревожного ребенка часто сопровождает раздражительность и плаксивость, он плохо спит, нередко видит кошмары во сне. Его не обходят и различные соматические болезни (головные боли, спазмы в желудке, затрудненное дыхание и т.п.). Родителям нередко стоит большого труда убеждать такого ребенка в необоснованности гложущего чувства – тревоги.Факторы, приводящие к тревожности:
  • ослабленное здоровье
  • низкая самооценка
  • неблагоприятный семейный климат
  • повышенные требования к ребенку со стороны взрослых
  • неверие родителей в успех своего чада
  • отсутствие доверительных отношений в системе “родители-ребенок”.
Если Вы замечаете в своем малыше подобные признаки, не оставляйте все как есть. Поскольку тревожность бывает разной, важно проверить, какая она – личностная или ситуативная. Личностная тревожность проявляется в повседневной жизни, она, в отличие от ситуативной, не зависит от текущих событий, предстоящих мероприятий или ожиданий и ее корректировать сложнее. Предлагаю оценить общую, т.е. личностную тревожность по известной методике. Итак…

Проверьте, тревожный ли Ваш малыш? (опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.
Теперь подсчитайте количество положительных ответов, чтобы получить общий балл тревожности.
Если Вы набрали 15-20 баллов – у ребенка высокая тревожность.
Получилось 7-14 баллов? Тревожность у Вашего ребенка – умеренная.
Ваш итог 1-6 баллов? Уровень тревожности – низкий.

Коррекция тревожности у ребенка – с чего начать?

И вот встает вопрос: “Что делать, если у моего сына или дочери оказалась высокая тревожность?” Конечно, оставить все так, как есть и надеяться, что “пройдет само собой” – не стоит. Маленькому ребенку гораздо тяжелее справиться со своей тревогой, и если вы сами ему не поможете скорректировать эти негативные чувства, они будут постепенно накапливаться, что в итоге приведет к нервному срыву или хроническому стрессу.Прежде чем мы перейдем к коррекционной работе по снятию тревожности, нужно учесть две важные вещи. Во-первых, тревожность не снимается в один миг или в течение дня – на это уходит достаточно много времени, поскольку тут задействованы отношения между родителями и ребенком. Во-вторых, довольно часто родители, сами того не сознавая, своими действиями, поступками и отношением развивают в ребенке тревожность.Поэтому, прежде чем бросаться “корректировать” свое чадо, подумайте:

  1. Предъявляете ли вы ему невыполнимые требования?
  2. Часто ли критикуете его в присутствии других людей и наедине?
  3. Бывает ли, что вы обзываете его обидными прозвищами?
  4. Как много замечаний и одергиваний получает ваш ребенок в течение дня?
  5. Последовательны ли вы в поощрении и наказании?
  6. Характерна ли для вас самих повышенная тревожность?

От того, насколько готовы вы сами меняться, будет зависеть окончательный успех. Ответив себе на вышеприведенные вопросы, вы поймете, что нужно в себе поменять, чтобы дальнейшая коррекционная работа с ребенком прошла успешно.Программу по коррекции тревожности проводят в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Просто так, за короткое время повысить уверенность ребенка в своих силах и возможностях вряд ли реально. Зато постоянная работа в этом русле приносит замечательные результаты – дети становятся более решительными, раскрепощенными и непосредственными.

4 способа повысить веру ребенка в свои силы

Чтобы ваш карапуз не страдал от заниженной самооценки, неуверенности в своих возможностях:
  • Обращайтесь к нему по имени, если он еще маленький – можно называть ласковыми именами, которые ему очень нравятся (Леночка, Мариночка, Ксюша, Олежек, Валерик, Павлуша, Зайка, Кисонька, и т.д.).
  • Устанавливайте с ребенком доверительные отношения. Помните: если сейчас он тянется к вам в надежде найти понимание, увидеть интерес к нему в ваших глазах, а вы проигнорировали все это – ему остается только замкнуться в себе или же восполнить эту потребность в другом месте, зачастую не в самом хорошем…
  • Искренне принимайте участие в его играх, не ссылайтесь на занятость – ваш карапуз по достоинству оценит это. Многие мамы и папы замечали, что ребенку с 1,5 года до 4 лет не хочется играть одному длительное время без взрослых. Лимит – 15-25 мин, затем начинается хныканье, приставание и привлечение внимания к себе. Дело в том, что сейчас у него это жизненно важная потребность – играть вместе со взрослым. Поэтому дайте малышу  возможность поиграть с близким для него человеком – мамой, папой, бабушкой или дедушкой. Если у ребенка есть старшие братья и сестры – это замечательно! Как правило, он с удовольствием с ними участвует, особенно, когда разница в возрасте не такая уж большая, до 5 лет.
  • Чаще хвалите малыша за любые успехи и достижения не только наедине с ним, но и в присутствии других членов семьи, других детей и взрослых, ободряйте в случае неудач. Ни в коем случае не высмеивайте: “Эх ты, Хрюша”, не поддавайтесь панике: “Что ты наделал своими кривыми руками?!”, не унижайте перед другими детьми: “Бестолочь, из тебя ничего путного не выйдет!”, не сравнивайте своего карапуза с его сверстниками не в его пользу: “Вот смотри, как Миша умеет, а ты… ну в кого такой пошел, бездарь…”. Запомните – слово легко выпалить, но оно прочно отложится в сознании ребенка и, получив добрую порцию упрека, он будет сомневаться в своих силах и возможностях. И вы, желая подстегнуть самолюбие карапуза, чтобы добиться стремления делать все хорошо – получите совершенно обратный эффект.

Однако, хвалить тоже надо уметь – без повода похвала превращается в пустой треп, становится неискренней и никакой смысловой нагрузки для адресата не несет. Поэтому прежде чем сказать, подумайте, как ребенок воспримет ваши слова, будет ли данная похвала ему приятной и поможет ли она ему с уверенностью двигаться дальше.

Как ребенку управлять собой в сложных жизненных ситуациях?

Наверно каждый из вас может вспомнить из своей жизни несколько примеров ситуаций, в которых вы выглядели глупо как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Часто робость мешала добиться поставленной цели, именно она не давала возможности быть самим собой в общении с друзьями и с незнакомыми людьми. Благодаря робости множество прекрасных идей и творческих замыслов оказываются погребенными на многие годы.Откуда возникает эта робость? От тревоги… Внутренней, порой не осознанной или же умело спрятанной в глубине души.Нередко взрослые не понимают тревожных детей, потому что не могут добиться вразумительного объяснения их робкому поведению. Стараясь выпытать у своих чад сердитым, а то и грозным тоном, в чем, собственно говоря, дело, они усугубляют и без того непростую ситуацию. Причина же на самом деле проста: для тревожного ребенка открыто признаться в своей робости, в своих страхах – задача порой непосильная. Ведь он не хочет казаться никчемным, слабым, а то и неудачником. И он молчит или отнекивается, что, мол, все в порядке.Однако здесь крайне важно озвучить свои переживания, их нельзя держать глубоко внутри себя. Что же нужно для этого сделать?Для дошкольников хорошо будет наедине с мамой (при условии, что налажены доверительные отношения) в непринужденной обстановке “посекретничать” – поделиться своими чувствами:

  • возьмите какую-нибудь ситуацию, хорошо знакомую ребенку, рассмотрите ее со всех сторон. Выскажите не свое категоричное суждение, а то, какие ваши ощущения она вызвала. Спросите, что думает ребенок по этому поводу. Старайтесь построить беседу так, чтобы он активно участвовал и поощряйте его попытки высказаться.
  • подберите сюжет из любимых книжек, представьте себя на месте героев и попросите своего малыша сделать то же самое. Хорошо помогут пантомимы – беззвучные изображения собой различных животных (трусливый зайка, быстрая белочка, флегматичный или спокойный мишка, сердитая пчела, важный слон). Вы оба получите море веселья и смеха. А это как раз поможет снять напряжение и “примерить” на себя различные роли.
  • обыграйте проблемную ситуацию с участием игрушек (кукол, мишек, зайчиков и т.д.). Чтобы они участвовали в диалоге между собой. Пусть ребенок придумает им реплики (сюжетно-ролевая игра).
  • рисунок хорошо помогает бороться со страхами. Предложите ребенку нарисовать страх и, когда все будет готово – пусть он порвет сие произведение на мелкие-мелкие кусочки. Все! Страха больше нет. Данную методику можно повторить несколько раз, прорабатывая различные фобии. Не забудьте вселить уверенность в него, что отныне с этим неприятным чувством покончено.
  • перед каким-нибудь тревожащим ребенка событием (поход в поликлинику, участие в выступлении в детском саду, знакомство с новым классом и т.п.) предложите ему “прорепетировать” ситуацию. Например, он боится публики – пусть рассказывает стихотворение не только вам, но и папе, бабушке, дедушке по отдельности, затем в кругу семьи, затем в группе в вашем присутствии. Отработанная схема поведения поможет ему почувствовать себя увереннее. Если стесняется подходить к сверстникам для знакомства или игр – опять же вам поможет домашняя тренировка. Представьте оба, что вы погодки и начните обмен приветствиями. Сначала ваш ребенок “знакомится” с “робким” собеседником (т.е. с вами), затем с “дружелюбным”, потом с “самоуверенным”, и наконец, с “гордецом”. Ваша задача – оказаться в соответствующей роли и придумать те реплики, которые с большей вероятностью выскажут его собеседники в реальной жизни.

Небольшая тренировка и отработка навыков коммуникации в спокойной обстановке поможет не растеряться в общении с людьми в обычных ситуациях. От вас потребуется терпение и безграничная вера в вашего ребенка. Помните: детки тонко улавливают настрой своих родителей и если они слышат одно, а чувствуют, что на них вами поставлен жирный крест – не удивляйтесь обратным результатам.Каким бы не был ваш ребенок, тихоней или весельчаком – любите его и принимайте его самого, какой он есть. И тогда многие проблемы решатся без скрипа и трений.

Что нужно для снятия мышечного напряжения?

Вы замечали, что уверенные дети и взрослые ведут себя очень естественно? Они непосредственны в своих движениях, легко входят в контакт и так же легко переключаются на различные виды деятельности. С уверенным человеком приятно общаться, он, как правило, имеет много друзей и всегда готов к взаимодействию с ними.

В отличие от него, тревожный ребенок испытывает целую гамму чувств и напряженность во всем теле. У него “громко стучит” сердце, потные и холодные ладошки, скованность движений. Чаще всего напряжены мышцы лица, шеи и плеч.Робость во взгляде, страх чего-то неизведанного и боязнь перемен, новых контактов и впечатлений как бы заставляет его съеживаться, делаться незаметным. Окружающим порой сложно приспособиться под тревожного ребенка, они не всегда (даже из лучших побуждений) могут понять его потребности и переживания, и получается такая картина – тревожный ребенок остается в одиночестве, никем не понятый…Вот ещё несколько вариантов снятия мышечного напряжения, чтобы ребенок учился владеть собой не только мысленно, настраиваясь на успех, но и физически:

  • массаж. Самый лучший – мамин. Мамино ласковое прикосновение, поглаживание и растирание лечит лучше всякого бальзама.
  • водные процедуры (бассейн, душ, плавание в пруду или речке).
  • мини-бассейн с разноцветными мячиками.
  • игры с песком и другими сыпучими материалами.
  • физкультминутки, спортивные занятия, подвижные игры (сначала с близкими, потом лучшими друзьями, и, наконец, с группой малознакомых ребят).
  • релаксационные упражнения (техника дыхания, методика расслабления).
  • веселая игра в “индейцев” (раскрашивание своего лица, шеи и тела маминой помадой разных цветов, пальчиковыми красками, специально продаются в магазинах).
  • показ “модной одежды” (примерка старых маминых платьев, бабушкиных халатов, отцовских брюк и рубашек).

Игры для тревожных детей

Упражнения на релаксацию и дыхание

"Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-накрепко сожми челюсти. Пальцы рук сожми в кулаках, до боли вдави пальцы в ладони. Затаи дыхание на несколько секунд. Задумайся: а может, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. "Воздушный шарик"Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Упражнение можно повторить 3 раза.

"Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представь себе, что скоро новогодний праздник. Ты целый год мечтал о замечательном подарке. Вот ты подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваешь глаза и делаешь глубокий вдох. Затаи дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохни и открой глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед тобой! Ты рад? Улыбнись".
После выполнения упражнения можно обсудить (если ребёнок захочет), о чем он мечтает.

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давай поиграем на дудочке. Неглубоко вдохни воздух, поднеси дудочку к губам. Начинай медленно выдыхать, и на выдохе попытайся вытянуть губы в трубочку. Затем начни сначала. Играйте! Какая замечательная мелодия!"
Этюды на расслабление мышц.Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге "Психогимнастика". Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных.

"Штанга"

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с тобой будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представь, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделай вдох, оторви штангу от пола на вытянутых руках, приподними ее. Очень тяжело. Выдохни, штангу на пол, отдохни. Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделай вдох, подними штангу, подержи её немного так, чтобы судьи засчитали нам победу. Тяжело так стоять, брось штангу, выдохни. Расслабься. Ура! Ты - чемпион. Можешь поклониться зрителям. Тебе все хлопают, поклонись еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук.

"Послушай загадку: У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давай представим, что мы с тобой артисты и ставим спектакль для друзей. Диктор (это я) читаю им эту загадку, а ты будешь изображать сосульку. Когда я прочитаю первые две строчки, ты сделаешь вдох и поднимешь руки над головой, а на третью, четвертую - урони расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

"Шалтай-болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давай поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

Игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в себе.

"Зайки и слоники"

Цель: дать возможность ребёнку почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки.

"Давай поиграем в игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы будем зайками-трусишками. Скажи, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Давай покажем, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Ребёнок показывает.

"Покажи, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Ребёнок может убежать или спрятаться. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажи, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажи, как. Покажи, что делают слоны, когда видят тигра..." Ребёнок в течение нескольких минут изображает бесстрашного слона.

После проведения упражнения нужно обсудить, кем ребёнку больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Для снятия нервного напряжения подойдет упражнение "Театр масок"

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

"Мы с тобой отправимся в "Театр Масок". Ты будешь артистом, а я - фотографом. Я буду просить тебя изобразить выражение лица различных героев. Например: покажи, как выглядит злая Баба Яга". Ребёнок с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображает Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замри, фотографирую. Молодец! Даже смешно стало". Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

"А теперь покажи, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Можно широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замри! Спасибо!"

"А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замри! Снимаю! Молодец! Замечательно! Хорошо потрудился!"

"Рабочий день актера закончен. Мы с тобой устали. Давай отдохнем. Давай посидим, так молча, расслабимся и отдохнем".

Литература:http://detpsycholog.ru/www.adalin.mospsy.ru

Возврат к списку