Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях социально-педагогической запущенности.

Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях социально-педагогической запущенности.

Логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста

с ОВЗ в условиях социально-педагогической запущенности.

(О причинах социально-педагогической запущенности).

В современном обществе используются множество терминов, значение которых не всегда трактуются верно. Понятие «педагогическая запущенность» на протяжении многих лет используется в педагогике как устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребёнок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями.

Не смотря на масштабность и доступность средств массовой информации в сфере образования, воспитания и развития детей в дошкольном возрасте ежегодно ПМПК выявляет большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это создаёт необходимость в комплексной медико-психолого-педагогической организации в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи (ОНР) I, II, III уровня речевого развития) задержкой психического развития (ЗПР). В дошкольные специализированные группы для детей с ОВЗ поступают дети как с различными клиническими формами, так и с «педагогической запущенностью».

Педагогическая запущенность (ПЗ) обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка с ОВЗ как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

Часто термин «трудный ребенок» приравнивают к педагогической запущенности. Но это несколько разные понятия. ПЗ является показателем предрасположенности к трудновоспитуемости. Таким образом, трудновоспитуемость – следствие педагогической запущенности. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Однако есть место у детей с ОВЗ существованию социальной запущенности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемое и социальной запущенности.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка с ОВЗ, его адаптацию в детском саду, в школе.

Социально-педагогическая запущенность (СПЗ) – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я» и не имеет органических причин появления. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка с ЗПР: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Безусловно, установить точную причину социально-педагогической запущенности установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые помогут определить причины появления СПЗ:

  • Социальная депривация – ограниченность социальных контактов, изоляция или самоизоляция ребенка от общества;

  • Неправильно организованное педагогическое воздействие на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вследствие низкого уровня психолого-педагогической грамотности родителей (низкий педагогический и культурный уровень родителей;

  • Неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей);

  • Отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;

  • Нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;

  • Неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);

  • Незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении;

  • Недостаточная методическая грамотность педагогов (слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;

  • Недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников);

  • Недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организация их учения);

  • Отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире).

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. На разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику и признаки проявления. В дошкольном возрасте это:

  • Неуспешность в ролевой игре, как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игровых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр, несостоятельность в других видах деятельности.

  • Неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности.

  • Отклонения в поведенческой сфере.

Социально педагогическая запущенность поддаётся коррекции, необходимо своевременно увидеть признаки появления социально-педагогической запущенности и обратиться к специалистам за квалифицированной помощью. Обязательным условием успеха является взаимодействие специалистов и родителей.

Возврат к списку